Приведенные выше примеры показывают, что оптимальность
проектной модели цветового климата и интерьера и градостроительного ансамбля
определяется тем, насколько полно эта модель учитывает всю совокупность
наиболее значимых требований.
В процессе проектирования цветовой среды создается
материальная система, обладающая знаковыми признаками, и критерии оптимальности
для создателя этой системы определяются единством эмоционального и
рационального начал. На этой стадии рациональное является уровнем наблюдения, а
эмоциональное - уровнем представления. Для наблюдателя же - потребителя
цветовой среды - уровни меняются местами, и эмоциональное становится уровнем
наблюдения.
Рациональное на стадии проектирования и на стадии восприятия
осуществленной цветовой схемы - не адекватные понятия. Для проектировщика
рациональное представляет собой большое количество составляющих, отобранных и
сгруппированных на стадии предпроектного анализа. Если для создателя цветовой
схемы рациональное является первичным и определяющим в процессе проектирования,
то для воспринимающего объект рациональное остается лишь проверочным фактором.
Его выводы о художественной ценности предложенного цветового решения строятся
на интуитивном начале, и лишь в том случае, когда у воспринимающего имеется возможность
на основании собранных данных сделать вывод о функциональной целесообразности
предложенного решения, рациональное становится проверочным фактором.
Различна и природа эмоционального начала на каждом из
названных уровней. Несмотря на близость потребителя и создателя (достаточ-но
близкие образовательный и культурный уровни, единая природная цветовая среда и
т. д.), эмоциональная оценка цвета все же остается индивидуальной.
Существует и еще одно отличие восприятия проектировщика от
восприятия потребителя архитектурного объекта. Проектировщик, прогнозируя
восприятие создаваемой цветовой схемы в процессе движения, лишь предполагает
воздействие кинетического фактора. В лучшем случае он может приблизиться к
натурному восприятию с помощью макета и специальных инструментов. Для
потребителя же кинетический фактор становится реальностью, и его эмоциональная
оценка в какой-то мере определяется комплексом пространственно-моторных связей
человека с окружающей средой.
Рассмотрение потребителем осуществленного в натуре цветового
решения выдвигает на первый план анализ композиционных закономерностей,
эстетических характеристик изучаемого объекта. Марксистско-ленинская философия
дает нам объяснение этого явления, доказывая, что процесс познания начинается с
восприятия явления и завершается восприятием сущности. Восприятие явления в
нашем случае начинается с оценки архитектурно-пространственных качеств цвета,
композиционных закономерностей его использования.
Оценка рассмотренного выше микрорайона Страгов с точки зрения
потребителя показывает, что зрительное восприятие осуществленного
архитектурного пространства и его анализ определяются комплексом
пространственно-моторных связей человека с окружающей средой.
В литературе последних лет широко разрабатывается положение
о связи движения и визуальных процессов, характеризуемой понятием сенсомоторной
схемы. В процессе движения человек адаптируется в пространственной среде, и
грамотно построенная цветовая схема является действенным средством, облегчающим
адаптацию. На уровне наблюдения сенсомоторная схема становится орудием эстетической
оценки предложенного цветового решения, ибо, по точному определению Жана Пиаже,
"...восприятие с самого начала находится под влиянием движения, а движение
- под влиянием восприятия".
Осуществленная в натуре цветовая схема воспринимается как
одна из характеристик объекта и оценивается положительно в том случае, если
подчеркивает закономерности пространственной организации искусственно созданной
среды, если при ее создании были учтены точки восприятия в процессе движения,
если она создает эффект новизны. Анализ цветовой схемы микрорайона Страгов
показывает, что к основной транспортной и пешеходной магистрали, проходящей по
территории микрорайона, вынесены наименее активные в цветовой триаде "красный
- синий - зеленый" цвета: синий и зеленый. Красный цвет выделяет группы
домов, воспринимающихся издали при подходе к микрорайону, и отдельные объекты
общественного центра. Учтена и усилена с помощью цветового решения смена
видовых точек в процессе пешеходного движения. Первая видовая точка открывает
группу общежитий, окрашенных в зеленый цвет; выход на следующую точку отмечен появлением
синего цвета. Еще один переход выводит к открытому пространству в центре
микрорайона, в цветовой композиции которого использована уже вся триада. По
мере дальнейшего движения из поля зрения исчезает сначала красный цвет, затем
зеленый, и мы оказываемся в камерном пространстве, ограниченном зданиями синего
цвета. Цвет использован рационально, все составляющие цветовой триады попадают
в поле зрения одновременно лишь в наиболее важных в пространственных отношениях
точках.
|