Естественные науки накопили большой экспериментальный
материал о влиянии цвета на человеческий организм. Методы оценки цветового
воздействия включают опрос, использование тестовых таблиц и инструментальные
замеры, так как психофизиологическая реакция человека на цвет объясняется
наличием связи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (по
данным Л. Орбели, С. Кравкова и др.). Наиболее полно изучена физиологическая
составляющая этой реакции. В начале нашего века появились работы М. Догеля,
Тривуса, Стефанеску-Гоанга, в которых авторы указывали на существование прямой
зависимости между изменениями цветового освещения и частотой и амплитудой
колебания пульса человека. Стефанеску-Гоанг одним из первых провел опыты, в
которых метод словесного опроса сочетался с методом измерения ряда
физиологических показаний (1911). По его данным, цвета пурпурный, красный,
оранжевый, желтый вызывали у человека учащение и усиление пульса, причем
наиболее отчетливыми были изменения при красном цвете. Под действием зеленого,
синего, голубого и фиолетового цветов наблюдалась обратная реакция, т. е. дыхание
замедлялось, пульс становился слабее и реже. Исследования последних лет (А.
Немчич, 1970) также показали, что частота пульса у человека меняется под
воздействием красного, синего и желтого цветов, причем меняется по-разному у
мужчин и женщин.
Интересной оказалась работа К. Гольдштейна (1927). Автор
изучал воздействие на человека большой, интенсивно окрашенной плоскости.
Измеряя расстояние между вытянутыми вперед руками, он выяснил, что под влиянием
теплых цветов, и в первую очередь красного, испытуемые раздвигали руки и,
наоборот, сводили их под влиянием таких х олодных цветов, как синий и зеленый.
В книге "Организм" К. Гольдштейн пишет, что "цвет оказывает
стимулирующее влияние на челове-ческий организм". По его мнению, цвет влияет
на характер и скорость движений. Интуитивная оценка расстояний, временных
интервалов, веса предмета неодинакова под воздействием различных цветов.
Большое количество исследований было проведено по оценке
влияния средневолновой части спектра (область желто-зеленых цветов) на
человеческий организм, на работу зрительного анализатора. Опыты Е. Семеновской
(1948), Р. Зарецкой (1950) показали, что под действием красного цвета снижается
электрическая чувствительность глаза; при адаптации к зеленому цвету
наблюдалось обратное явление.
Внутриглазное давление (по данным С. Кравкова и его
сотрудников) уменьшается под влиянием зеленого цвета и увеличивается под
влиянием красного. Исследования Е. Рабкина, Е. Соколовой (1961) показали, что
предварительная адаптация глаза к желтому, зеленому и белому цветам повышает
работоспособность зрительного анализатора. Благотворное влияние приведенных
цветов проявляется в улучшении контрастной чувствительности и
цветоразличительной способности глаза, в повышении стабильности хроматического
видения. Под влиянием же красного и синего цветов все перечисленные зрительные
функции ухудшаются.
Я. Нейштадт, Т. Шубова, Л. Мкртычева (1934), вслед за
Рейхенбехом, Киффером (1929), исследовали ряд зрительных функций в
разноокрашенном свете. Авторы сходятся во мнении, что желтый свет является
наиболее благоприятным, а самым неблагоприятным - красный (Нитгоф, Рейхенбех,
1927) либо синий (Киффер, Нейштадт, 1934).
Ферри и Рэнд (1922) исследовали влияние цвета фона на те же
функции зрения, что и названные выше авторы. Результаты их работы показали, что
скорость различения, острота зрения и устойчивость ясного видения наиболее
высоки при желтом цвете фона.
Большой интерес представляют работы по исследованию
зависимости между цветовым зрением и органами слуха, обоняния, вкуса. В своих
опытах Л. Шварц (1948) выявила зависимость между предварительным нагреванием
рук и повышением чувствительности к красным и пони-жением чувствительности к
зеленым лучам. Работа Гофмана и Скальвейта (1953) содержит данные о том, что
субъективная оценка температуры колеблется на 2-3° при адаптации к различным
цветовым полям.
Ш. Фере, В. Шеварева, Е. Плотникова, А. Князева, Г.
Каменская изучали влияние цвета на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной
из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной
работоспособностью. Автор провел две серии опытов. В первой серии он с помощью
динамометра измерял демогенную силу руки при разном цвете света и получил
данные, приведенные в табл. 1. Во второй серии опытов Фере производил измерения
с помощью эргографа и сделал следующие выводы: при очень кратковременной работе
красный цвет повышает производительность; оранжевый, желтый и зеленый действуют
подобно дневному свету; синий и фиолетовый намного снижают производительность;
прерывающееся действие цвета, т. е. отдых в условиях белого дневного света
после труда при другом освещении, значительно повышает производительность.
Анализ, проведенный Г. Каменской (1973), вскрыл существенные
ошибки в методике эксперимента Фере. И, тем не менее, один из его выводов - о
прерывистом действии цвета - заслуживает внимания и требует дальнейшей
экспериментальной проверки.
Приведенные выше работы позволили рассматривать цвета
средневолновой части спектра в качестве "оптимальных", но это еще не
могло быть решением проблемы цветового климата в целом. Исследования последних
лет показали, что физиологические сдвиги происходят у человека под воздействием
насыщенных и ярких цветов (Ф. Ламперт, 1968). Исследования Е. Юстовой (1948),
Г. Каменской (1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую зрительную
адаптацию и зрительное утомление влияет в основном насыщенность цвета, а не
цветовой тон излучения.
Некоторые авторы, например Кетчем, высказали предположение,
что использование одних и тех же цветов, выбранных за свои физиологические
качества, может привести к художественному однообразию. Любой цвет, если он
сравнительно темный и насыщенный и если он к тому же находится постоянно в поле
зрения работающего человека, способствует зрительному и общефизическому
утомлению. Поэтому очень важно учитывать психологическую составляющую
человеческой реакции на цвет. Человеческая личность формируется и развивается в
сложном взаимодействии с окружающей средой. Без способности приспосабливаться к
окружающей среде, к внешним раздражениям человек не мог бы существовать, не
смог бы выжить. Цветовое своеобразие окружающего мира сформировало отношение
человека к цвету, отклонение от привычных цветосочетаний вызывало тревогу,
обостряло реакцию. Так сложилась психологическая реакция человека на красный
цвет как цвет тревоги, пламени, крови.
Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с
культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой
вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, па-мятью, ассоциативным
характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации. По словам
Фрилинга и Ауэра, "все цветовые представления человека - отражение
природных соотношений".
Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра
на теплые и холодные. Деление это достаточно условно, так как соседние цвета
одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения "теплый -
холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более
холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается.
Ассоциации вместе с рядом зрительных иллюзий являются
причинами того, что различные цвета по-разному участвуют в формировании
пространственных представлений человека. Одинаковые по размерам предметы,
имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух
одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый
предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по
величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический
цвет, затем - в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске
которого использовано несколько цветов. Отсюда вытекает эффект
"увеличивающих" и "уменьшающих" цветов.
С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная
оценка веса предметов. Светлый предмет кажется легче темного. Из двух
предметов, окрашенных в достаточно светлые хроматические цвета, более легким
кажется тот, который окрашен в холодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление
на "тяжелые" и "легкие" цвета: темные, малонасыщенные,
теплые цвета оцениваются как тяжелые, а светлые, холодные - как легкие цвета.
При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято считать желтые
цвета с постепенным утяжелением через оранжевые к красным и через зеленые и
синие к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжелыми кажутся насыщенные
цвета.
Очень важный эффект выступания и отступания цветов
основывается и на ассоциативных представлениях и на объективных закономерностях
физиологической оптики. В связи с тем что вблизи цвет предмета различается
лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов
воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как
расположенный более близко, чем малонасыщенного цвета. Сказывается и различное
преломление хрусталиком глаза лучей: цветовое излучение с большой длиной волны
преломляется хрусталиком под меньшим углом, чем коротко-волновое излучение.
Таким образом, хрусталик дифференцирует поток в зависимости от волновой
характеристики и проецирует изображение в разных точках прямой,
перпендикулярной к поверхности сетчатки. Чем короче волны светового потока, тем
дальше расположенным от наблюдателя будут казаться предмет или плоскость,
окрашенные в холодный цвет.
Эффект выступания и отступания цветов зависит и от таких
факторов, как размер рассматриваемого цветного пятна, его отношение к фону по
степени контраста, его насыщенность и светлота. Сравнение различных угловых
размеров цветного пятна показало, что влияние углового размера скорее
сказывается на восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения
четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных - при
противоположных показателях. Изменение насыщенности способно перевести цвет из
одной группы в другую. Так, желтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной
насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими
малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как
выступающие. Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве
отступающих, то в качестве выступающих заставляет отнести зеленый цвет в особую
группу пространственно нейтральных цветов.
|