Анализ интерьеров показывает, что цвет способен обеспечить
первую масштабную связь - выявить соразмерность интерьера своему классу
сооружений. Все чаще приходится говорить о типологической зависимости цветовой
схемы, т. е. о специфике цветовых составляющих интерьера музейного здания,
детского учреждения и т. д.
Вторая масштабная связь - выбор большей или меньшей цветовой
активности отдельных звеньев внутренней объемно-пространственной структуры и
приведение их в соразмерность со всем интерьером и с человеком.
Третья масштабная связь - это нахождение цветовой активности
определителей масштаба интерьера, делающих каждую отдельную его зону
соразмерной человеку.
При выявлении каждой из рассмотренных выше масштабных связей
цвет определяет лишь общие границы масштабных отношений. В пределах каждого масштабного
строя вариантность цветовой схемы позволяет укрупнять или размельчать
намеченный элементами интерьера масштаб, что придает интерьерам различную
эмоциональную окраску.
Зачастую укрупнение масштабного строя интерьера с помощью
цвета может определяться условиями наблюдения, необходимостью обеспечить
оптимальные условия различения в зоне близкого видения и при восприятии с
дальних точек. Характерный пример - фойе концертного зала Московского дворца
пионеров и школьников. Основу цветового колорита определяет в интерьере панно,
выполненное темперой на плитах ДСП. Материал основания придает общий золотистый
колорит интерьеру. Перед авторами интерьера стояла сложная задача - создать в
помещении для детей светлый и радостный колористический мир, но одновременно
требовалась цветовая плоскость, которая "работала бы" через
стеклянный витраж на экстерьер и воспринималась бы при подходе к зданию. В
результате был использован метод коврового изображения. Все элементы панно
выполнены в одном масштабе и равномерно покрывают плоскость стены. Независимо
от места расположения на плоскости стены фигуры не сокращаются перспективно, но
зато различная цветовая трактовка фигур отделяет ярус, находящийся постоянно в
поле зрения посетителей, от верхнего яруса. В зоне нижнего яруса изображение
выполнено цветными перемежающимися контурами. Оптическое смешение цветов
придает контурным фигуркам детей динамику и легкость, заставляет контур
"вибрировать". Чем выше расположены фигурки, тем активнее плоскость
заполняется цветом, тем насыщеннее и ярче становится цвет заполнения. В верхнем
ярусе изображения уже получают цветной фон и контрастно выделяются, укрупняя
принятый масштабный строй (46.2,3).
В интерьере мы часто встречаемся со случаями, когда цвет
следует логике масштабных связей интерьера и экстерьера и проводит намеченные
объемно-пространственным решением задачи: укрупнения масштабного строя
интерьера по сравнению с масштабом внешнего объема здания; сохранения
масштабного равновесия; размельчения масштабного строя интерьера.
Трапезная в Кондопоге дает нам пример значительного
преувеличения масштабного строя интерьера по сравнению с масштабом внешнего
объема здания. Крупный масштаб внутреннего пространства задается контрастным
противопоставлением яркой цветной опоры спокойному фону неокрашенной древесины
стен и потолка. Могучие резные кронштейны окрашены в зеленый цвет; синий и зеленый
цвета чередуются в деталях центральных опорных столбов и усилены введением
красных жгутов-перехватов.
Рассмотренный нами выше городской зал в Бостоне дает пример
сохранения масштабного равновесия за счет единой колористической трактовки
интерьеров и фасадов (26).
Сравнительный анализ интерьеров и фасадов сооружений
среднеазиатской архитектуры дает интересные примеры размельчения масштабного
строя интерьера за счет изменения цветовой схемы. Крупный масштабный строй
медресе Шир-Дор основан на столкновении грандиозного пештака (арочное
обрамление входа) и огромной плоскости стены (6.1). Редко и свободно
расположенные небольшие окна доводят до предела ощущение безмерности плоскости
стены. И на всем этом - ковер мозаики. Основной рисунок, крупный, яркий, геометрически
правильный, сплошь покрывает стены, переходит на минареты. Он является
своеобразным указателем масштабного строя экстерьера - не однозначным, а
ступенчатым, так как без ступенчатости значительность масштаба уже не
воспринималась бы. Такой ступенькой служит более мел-кий рисунок, заполняющий
контуры первого рисунка и подготавливающий нас к восприятию внутреннего
масштабного строя этого сооружения. Ступенчатость эта предельно активизирована
с помощью цвета - темно-синего для крупной сетки орнамента и светло-синего для
мелкого орнаментального рисунка. Внутренний масштабный строй задается темой
повтора традиционной по форме арки, повторяющей пештак, но значительно меньшей
по размерам (6.2,3). Сетка геометрического орнамента размельчена, перемежается
с растительным орнаментом. Общий колорит рисунка становится значительно теплее,
обогащаясь желтыми, желто-зелеными, охристыми, оранжевыми цветами. Для каждого
цвета оттенки усложнены и растянуты. Среди группы желтых цветов, например, мы
видим и стронций, и кадмий, и неаполитанскую желтую. Это же характерно и для
других цветовых групп. Общий теплый колорит приближает интерьер к человеку,
делает пространство соразмерным ему. Интерьер программирует условия восприятия,
диктует наибольшее удаление от наблюдаемого цветового пятна, не позволяя
отходить за пределы различимости цвета. И здесь уже не важна та сдвоенная
система указателей масштаба, которая обеспечивала восприятие внешнего объема с
дальнего расстояния. Здесь для интерьера выбраны представители той части
спектра, цветовое богатство которой легко различимо на близком расстоянии
(6.4).
* * *
Деятельность архитектора по созданию цветовой среды состоит
из таких компонентов, как построение гипотетической модели цветовой среды и
формирование на ее основе критериев оптимальности, построение системного
эталона и его реализация в натуре, выяснение того, как оценивается данная
цветовая среда потребителем. Здесь, как и во всей своей практической работе по
формированию искусственной среды, архитектор выступает как создатель среды
жизнедеятельности и как исследователь характера использования ее потребителем.
|