Выделение абстрактной системы "цветовая среда" с
целью научного познания становится возможным благодаря тому, что цвет
существует как реальность, овеществленная в конструкционных и отделочных
материалах, в материалах монументально-декоративного искусства. В сознании
человека эта сумма цветовых составляющих окружающей среды отражается как
сложная знаковая система, которая может рассматриваться как система лишь вместе
с человеком - вне способности человека эмоционально реагировать на действие цветовых
составляющих невозможно функционирование системы.
Процесс проектирования цветовой среды предполагает наличие
системного эталона. Системный эталон позволяет классифицировать цветовые схемы,
а правила составления эталона из элементарных частей делают его элементом
познания реально существующей и проектируемой цветовой среды.
Минимальным элементом нашего системного эталона принято
считать цветовое пятно. Подобно элементам естественных и искусственных систем,
цветовое пятно является неделимым лишь для своей, рассматриваемой нами системы
и относительно неделимым в общем виде.
Каждая конкретная архитектурная задача требует определенного
набора элементов. Для архитекторов, работающих над цветовым решением интерьера,
сумма элементов определяется наличием отделочных материалов. Отбирая
декоративные и обивочные ткани, материалы для покрытия пола и стен, архитектор
руководствуется целым комплексом функциональных, технологических и эстетических
признаков. Материалы, отобранные по эксплуатационным и гигиеническим
параметрам, группируются по цветовым и фактурным признакам (схема 1). Дерево
декомпозиции цветовой схемы интерьера показывает, что для того, чтобы
превратиться в предельные единицы системы, отдельные элементы оформляются в
гармонизованные группы, сочетаясь по принципу контраста или нюанса в
зависимости от принятого характера гармонической согласованности.
Первым фильтром для отбора исходных элементов цветовой
системы является, таким образом, наличие необходимых материалов, зависящее в
свою очередь от уровня развития технической базы конструкционно-отделочных
материалов, анализ и отбор их с учетом психофизиологических, технологических,
экономических и эстетических характеристик. Вторым фильтром являются законы
композиционного согласования цветов, по которым формируются цветовые группы и
определяется характер сочетания отдельных групп в цветовую схему данного
помещения.
Являясь элементом рассмотренного дерева декомпозиции,
цветовое пятно обладает наряду с минимальностью еще одним качеством -
продуктивностью. Продуктивность цветового пятна выражается "свободой
вхождения" в различные структурные сочетания (по терминологии Б.
Успенского) и обусловливается способностью цвета вступать в отношения с другими
цветами, меняя характер ранее установившейся связи.
Один и тот же цвет может входить в состав различных цветовых
сочетаний и изменять характер намеченных ранее цветовых отношений. Так, желтый
цвет в сочетании с синим образует пару дополнительных цветов, с фиолетовым же -
контрастных. В паре с сине-зеленым цветом желтый воспринимается как
"теплый" компонент, в паре с желто-оранжевым - как
"холодный" и т. д.
|