При завершении работ по сооружению очага необ-
ходимо сначала проверить его работоспособность.
Для этого надо положить в топливник небольшое
количество растопочного материала: бумагу, мел-
кую стружку, бересту, щепу. Предварительно сле-
дует открыть задвижку, закрыть поддувальную
дверку, зажечь растопочный материал, и когда он
разгорится, добавить небольшое количество мелких
поленьев. После этого закрыть топочную дверку и
открыть поддувальную. Следует помнить, что в жар-
кие летние дни и в безветренную погоду, тяга в печи
может быть недостаточной или вообще отсутствовать,
так как в помещении температура ниже, чем на улице,
печь сырая, воздух в дымовых каналах сырой и холод-
ный, т. е. тяжелее наружного воздуха. Кроме того
существует разность давления воздуха снаружи и
внутри помещения, из-за чего дымовым газам тяжело
вытеснить холодный воздух из дымовых каналов и
трубы. Лучше всего новая печь растапливается в про-
хладную и ветреную погоду. Новую печь следует по-
немногу, но каждый день протапливать, не допуская
ее чрезмерного нагревания, что приведет к растрески-
ванию кирпичной кладки.
По окончании топки необходимо открыть полно-
стью топочную и поддувальную дверки, задвижку —для обеспечения вентиляции печи и ускорения про-
цесса сушки печи. Когда печь полностью просохнет,
на ее наружных стенках не должно быть сырых пя-
тен, а на задвижке —влаги (росы) конденсата.
В летнее время печь можно сушить и естественным
способом —без протапливания. Когда печь просох-
нет разрешается ее топить с полной нагрузкой, соблю-
дая правила эксплуатации. Правильная топка, или
управление процессом горения топлива заключается
в регулировании подачи воздуха в топливник путем
регулирования положения поддувальной дверки, от-
крывая или прикрывая ее, а также регулируя поло-
жение задвижки в дымовой трубе.
Поддувальной дверкой регулируется количество по-
даваемого воздуха на колосниковую решетку, задвиж-
кой регулируется скорость движения дымовых газов
внутри печи и, следовательно, эффективность печи, ее
КПД. Чем больше будет скорость дымовых газов, тем
меньше КПД печи. Недостаток или избыток воздуха
приводят к нерациональному расходу топлива и поте-
рям тепла. При недостатке воздуха топливо сгорает не
полностью, продуктом неполного сгорания является са-
жа, которая засоряет дымообороты и дымовую трубу,
снижает теплопроводность кирпича и создает высокую
пожароопасность. Сажа, как известно, плохой провод-
ник тепла. В результате нарушается процесс теплообме-
на между дымовыми газами и поверхностями дымообо-
ротов, и большая часть тепла с дымовыми газами уно-
сится в атмосферу. Подача избыточного воздуха снижа-
ет температуру горения топлива, в результате большая
часть топлива не сгорает, так как для мелких частей то-
плива необходима более высокая температура. Не сго-
ревшие частицы топлива под воздействием избыточной
тяги уносятся в дымовые каналы и засоряют их. Избы-
точный воздух, не участвующий в горении, также ухо-
дит в дымообороты, сильно охлаждает их и в результа-
те большое количество теплоты уносится в атмосферу.
Поэтому печь запрещается топить с открытой или неис-
правной топочной дверкой. К тому же повышается по-
жароопасность из-за возможного выброса растрескива-
ющейся горящей древесины. Признаком же нормаль-
ного горения является соломенно-золотистый цвет
(оранжевый) пламени и спокойный шелестящий звук,
сопровождающийся легким потрескиванием при топке
дровами. Более яркое пламя и гудение в топке указыва-
ют на избыток воздуха. В таком случае необходимо при-
крыть поддувало. Бордовое (красное) коптящее пламя,
вялый процесс горения и выходящий из трубы черный
или серовато-бурый дым указывают на неполноту сго-
рания топлива из-за недостатка кислорода. Необходимо
открыть задвижку, приоткрыть поддувальную дверку,
увеличив этим тягу и подачу большого количества воз-
духа. Экономичная работа очага также зависит от каче-
ства топлива. Дрова должны быть сухие, одинакового
размера, короче длины топливника на 5-10 см, толщи-
ной 6-10 см. Для растопки используются сухие мелко-
наколотые поленья, лучина, щепа, стружка, бумага, бе-
реста. Ни в коем случае нельзя применять легковоспла-
меняемые вещества (нефтепродукты, ацетон, раствори-
тели и др.)
Количество закладываемых в топливник дров за-
висит от его размеров и конструкции. Дрова необхо-
димо закладывать так, чтобы до перекрытия топлив-
ника оставалось расстояние не менее 20 см. Сильно
перегружать топливник нет необходимости, так как
не остается пространства для горения, и к тому же ле-
тучие компоненты топлива (газы) не воспламенятся, а
унесутся в дымовые каналы, и затем в атмосферу, что
повысит расход топлива. Перед началом топки печи
желательно проветрить помещение, полностью от-
крыть задвижки дымовой трубы, очистить от золы
колосниковую решетку и зольную камеру. Закрыть
поддувальную дверку, уложить на колосник расто-
почный материал, а на него положить небольшое ко-
личество дров. Зажечь растопку, как только дрова
разгорятся, закрыть топочную и открыть поддуваль-
ную дверку, отрегулировать тягу задвижкой. Во вре-
мя топки печь должна поглощать максимальное ко-