Выработка критериев оптимальности начинается лишь тогда, когда
человек осознает наличие знаковых признаков в предлагаемой цветовой схеме и
начинает декодировать заложенную в ней информацию. Таким образом, выработка
критериев происходит лишь при некоторых типах отношений между человеком и
искусственно созданной цветовой средой. Это положение в семиотике формулируется
как закон "диапазона знаковости" следующим образом: "свойство
быть знаковой системой в некоторой степени зависит от позиции
наблюдателя". Отношение человека к цветовой среде как знаковой системе
может приобрести одну из форм, приведенных в табл.2.
Наличие данных о физиологической реакции организма на
цветовое воздействие окружающей среды заставляет нас изменять принятую в
семиотике структуру отношения человека к знаковой системе. Введение положения о
характере возникновения ответной реакции на цветовое воздействие окружающей
среды показывает, что цвет как знаковая система оказывает специфическое
воздействие на человека. Специфика заключается в том, что человек подвергается
воздействию цвета и реагирует на него изменением внутриглазного давления,
адаптационными изменениями и т. д. независимо от того, осознает он этот факт
или нет.
На тех уровнях, где человек выступает в качестве участника
или наблюдателя, динамический характер его отношений к цветовой среде как
объекту определяется еще и типом отношений. Современная философия выделяет три
типа отношений. Они соответственно определяются:
а) характером взаимодействия человека как чувственного,
эмоционального существа лишь с внешней, явленческой стороной объекта;
б) характером взаимодействия между рационально-логической
сущностью человека и сущностью объекта;
в) характером взаимодействия между человеком, выступающим в
единстве эмоционального и рационального, и объектом, взятым в единстве сущности
и явления.
Так, по Г. Лукачу, существует три типа отражения
действительности: научное, эстетическое и обыденное. Развивая эту концепцию, Н.
Крюковский предложил свою триаду отношений - утилитарное, теоретическое и
эстетическое.
Человек в системе "человек-цветовая среда" может
выполнять функцию как создателя цветовой схемы, так и ее потребителя. В связи с
этим меняется значимость отдельных составляющих приведенной, выше триады
отношений, может меняться ее структура. Для субъекта-создателя оказываются
важными все три типа отношений, т. е. оптимальность проектируемой цветовой
схемы определяется предельной наполненностью всех трех каналов связи. У
субъекта-наблюдателя формируется эпицентр - первичным становится эстетическое
отношение, которое может смещаться в область теоретического или утилитарного
отношения.
Критерии оптимальности зависят от того, сколько и какие
ступени знаковости включает каждый человек в свой язык, попеременно стано-вясь
участником системы "человек - цветовая среда". Язык создателя
материальной системы обладает значительно большей конкретностью, чем язык
воспринимающего субъекта. Для создателя предметный контекст значительно более
жестко и однозначно задается смысловым содержанием. Потребитель же системы
может произвести смещение акцентов, выявить иную систему связей. Эта
особенность отмечена В. Шкловским: "Мы знаем, что часты случаи восприятия
как чего-то поэтического, созданного для художественного любования, таких
выражений, которые были сделаны без расчета на такое восприятие; таково, например...
восхищение А. Белого приемом русских поэтов XVIII века помещать прилагательные
после существительного. Белый восхищается этим как чем-то художественным или,
точнее, считая это художественно намеренным, на самом деле это общая
особенность данного языка (влияние церковнославянского)".
Для проектировщика - создателя предметной среды - выработка
критериев оптимальности создаваемой им искусственной среды является результатом
осмысления реально существующих проявлений жизни общества. Приведенный ниже
анализ цвето-пространственной структуры двух микрорайонов Праги показывает, что
на стадии формирования этих микрорайонов как ирреальной структуры они отражали
реалии жизни. И общественно-историческая практика проектировщиков является
основой для формирования критериев оптимальности создаваемой ими цветовой
среды.
Сравнение пражских микрорайонов Инвалидовна и Страгов дает
нам пример того, как комплексный анализ конкретной ситуации потребовал создания
резко различающихся по характеристике цветовых схем и определил их оптимальность
в каждом конкретном случае.
Инвалидовна
Микрорайон создавался в старой части города со сложившимся
характером застройки, в промышленном районе. Расположен на узкой полоске у
основания холма между интенсивно загруженной транспортной магистралью и склоном
холма.
Страгов
Микрорайон создавался на незастроенной, впервые осваиваемой
территории. Представляет собой жилой студенческий городок, функционирующий
летом как огромный гостиничный комплекс у стадиона. Расположен на вершине
холма, воспринимается с дальних точек.
Рельеф и сложившиеся транспортные связи в этих районах
города определили разницу в характере восприятия микрорайонов. Необходимо было
создать условия для восприятия микрорайона Страгов с очень удаленных видовых
точек. В Инвалидовне же решающим становилось "интерьерное"
пространство микрорайона, поскольку извне, по мере приближения, микрорайон не
воспринимается.
Различен демографический состав населения, проживающего в
сравниваемых микрорайонах. Жизненный уклад студентов страговского микрорайона
резко отличен от уклада большинства проживающих во втором микрорайоне семей с
детьми. Отсюда разные системы обслуживания, различное представление о модуле
комфорта. Перечисленные выше особенности привели к созданию различных по
характеру структурных образований и принципиально отличных друг от друга
цветовых схем.
Инвалидовна
Мягкая, нюансная разработка цветовой темы. Широкое
использование пластических и цветовых качеств бетона и керамики, привлечение
открытого чистого цвета лишь для небольших рекламных щитов в камерно решенном
торгово-общественном центре, для игровой скульптуры на детских площадках.
Цветовой акцент вынесен за пределы микрорайона и использован в колористическом
решении школы. Школьный городок, расположенный на границе микрорайона и зеленого
массива, решен в цветовом контрасте синего, желтого и белого цветов.
|