Пространственная структура готического собора, если
рассматривать ее на примере пражского собора св. Витта, строится по принципу
чередования разных по пропорциям и размерам пространственных ячеек. Отсчет
этого ряда изменяющихся отношений начинается от входного портала. Переступая
порог собора, человек оказывается в очень небольшом, соразмерном ему
пространстве, отсеченном от нефа пологой аркой. Он ощущает размеры этого
пространства, может коснуться боковой грани, легко воспринимает верхнюю точку
арки. Арка имеет достаточную глубину, и образованное ею пространство
воспринимается как первичная и исходная пространственная ячейка. А затем
человек попадает в главный неф, огромный по сравнению с первой ячейкой, а ведь
именно она дала и определила единицу отсчета, и человек оценивает свои
последующие пространственные впечатления, отталкиваясь от первичного,
привычного для него пространственного впечатления. Итак, первая ступень
контраста: входная арка - главный неф. Затем пространство средокрестия, резко
контрастирующее с пространством главного нефа. Здесь пространственный контраст
подчеркнут качественной сменой цветового воздействия. Пространство залито
светом, белым и пропущенным через желтые стекла нижнего пояса окон апсиды,
цветной свет витражей растворяется в потоках белого света. А затем резкий спад
высоты - посетитель получает возможность проходить по относительно низкому
пространству обходной галереи, идущей вокруг восточной апсиды, которая опять
становится соразмерной человеку. Изменены и пространственные характеристики
ячейки, изменен и принцип включения цветных стекол в витражную плоскость
заполнения окна, т. е. здесь уже цветное витражное изображение занимает лишь
часть заполненной белым стеклом плоскости (28.4,6).
ЕСЛИ искать примеры в доказательство тому, что цвет может
сорвать, остановить развитие метрического или ритмического ряда, то можно опять
возвратиться к дворцу правосудия в Чандигархе. Фасадная плоскость дворца
представляет собою тему метрически повторяющихся жалюзийных солнцезащитных
решеток, подчиненных шагу конструктивных несущих пилонов. Ряд этот метричен. В
этой метрической теме появляется еще одна - тема метрического ряда,
образованного непрозрачными экранами, расположенными в центре каждого шага
солнцезащитных решеток. И вот здесь цвет срывает четкое развитие метрического
ряда. Для части решеток выбран красный цвет, остальные имеют серо-зеленоватый
декоративный слой. Красные панели, контрастно выделяющиеся в силу активности
красного цвета, повторяются не с равными интервалами, а с меняющимся шагом,
придавая метрическому ряду явно ритмический рисунок. В свою очередь та тема
цветового решения пилонов, на которой мы останавливались выше, взрывает и
исходный ряд фасадных плоскостей и производный от него ритмический ряд (44).
Цвет может продолжать в интерьере метрическую или
ритмическую тему фасадов. Так, во внутреннем пространстве капеллы в Роншане
продолжается та же тема ритмического ряда, которая была начата на фасадной
плоскости амбразурами окон. Благодаря различной величине и форме оконные проемы
сами по себе достаточно выразительные элементы ряда, но их активность еще
усилена цветом витражей. Неожиданно вспыхивающие в глубоких амбразурах пятна
цвета очень легки и подвижны. Подвижны благодаря тому, что витражные плоскости
заглублены в большей или меньшей степени. Они создают удивительный оптический
эффект, вибрируют из-за большей и меньшей степени удаленности от зрителя. Они
очень активны еще и потому, что каждый оконный проем - это свой, неповторимый
по графическому решению и по цвету светопропускающий элемент (45.2,3).
Зачастую цвет может решать несколько тем метроритмической
организации интерьера, и наиболее характерный в этом отношении пример -
интерьер готического собора. Анализ интерьеров собора св. Витта показал, что
цвет здесь решает несколько задач одновременно: в пределах главного, входного
нефа переводит метрический ряд ви-тражей в ритмический, а в пределах
средокрестия и алтарной части усиливает ритмическую значимость пространственных
элементов (28. 4-6).
Способность цвета связать единой темой элементы различных
рядов хорошо видна на примере интерьеров киноконцертного зала
"Октябрь" в Москве. Основную тему здесь ведут светильники, образуя
два самостоятельных ряда. Первый ряд - повтор светильников-сталактитов из
зачерненного металла в пространстве фойе, второй ряд-повтор квадратных рам
подвесного потолка, экранирующих светильники. Элемент, связывающий эти два ряда
между собой,- колонны, способные выполнять свою задачу благодаря контрастному в
цвето-фактурном отношении декорированию их граней. Пластины темного полированного
камня продолжают тему вертикалей. Противоположные грани, облицованные сколами
светлого мрамора, читаются как заполнение темных рам и ассоциативно связываются
с геометрией подвесного потолка.
Ритмические закономерности цветового ряда, его активность и
изменчивость наиболее полно выявляются при сопоставлении с четким метрическим
рядом. Этот прием очень характерен для Ле Корбюзье. Он владеет им мастерски,
пользуется им расчетливо и очень экономно. Какое бы сооружение этого
архитектора мы ни взяли, постоянно встречаемся с приемом тонкого соответствия
ритмически активной цветовой темы и правильной геометрии исходных архитектурных
элементов. Достаточно вспомнить повтор оконных проемов в церкви монастыря в Ля
Туретт или разный по размерам и пропорциям, но с сохранением правильной
прямоугольной геометрии орнамент проемов капеллы в Роншане (44.3, 45.2).
Еще одна особенность цвета как элемента метроритмического
ряда заключается в том, что цвет может вести свой ряд и одновременно благодаря
наличию соседних цветов может начинать новую метроритмическую тему.
Пример сознательного усложнения выразительности ряда за счет
включения соседних цветов четко прослеживается в интерьере ресторана
"Арагви" а Тбилиси. Авторы широко используют многие традиционные
приемы народного строительного искусства и декоративного творчества. Один из
залов декорирован войлоком и чеканными металлическими блюдами, размещенными на
фоне декорированной войлоком стены. Войлок имеет неравномерную окраску от
светло-серого до темно-серого цвета и создает изменяющиеся условия для
восприятия металлических дисков, усложняя тем самым созданный ими ритмический
ряд.
|