В теорию систем введено несколько определений этого понятия.
Наиболее продуктивной при системном анализе цветовой среды оказывается
концепция А. Холла и Р. Фейджина, в соответствии с которой окружающей средой
для данной системы является совокупность всех объектов: "Для данной
системы окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств
которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате
поведения системы". Цветовая среда может быть смоделирована сознанием ее
творца, но реальное ее существование вне системного окружения, вне реальности
материальных элементов интерьера невозможно. Понятие "интерьер"
обозначает ту реальность, в которой проявляются законы существования и функционирования
цветовой схемы.
Как всякая сложная система, интерьер состоит из ряда
подсистем, т. е. обладает внутренним строением. Структурное описание элементов
приводит нас к выделению подсистемы требований, которая через целевую установку
(назначение интерьера, характер протекающей в нем человеческой деятельности,
контингент людей) формирует информационно-эстетическую и
функционально-техническую подсистемы.
Отношения, связывающие элементы подсистемы между собой, не
однозначны. Так, элементы подсистемы требований образуют блоки:
социально-художественной целесообразности; функциональной
целесообразности; экономической целесообразности. Блоки эти, как показывает
схематическая модель интерьера (схема 5), работают параллельно.
Элементы же информационно-эстетической подсистемы связаны
иерархической зависимостью. Не выявив принципа тектонической выраженности
интерьера, не зафиксировав тектоническую систему в элементах интерьера,
архитектор не может установить характер масштабных связей.
Интерьер, подобно большинству систем (если пользоваться
терминологией М. Тода), обнаруживает некоторые измеримые характери-стики, с
помощью которых можно описать состояние данной системы в каждый определенный
момент времени. Это в первую очередь касается функционально-эстетической
подсистемы. Как показывает построенная выше модель подсистемы, конструкция
материализует и задает границы пространственной ячейки. Интерьер как визуально
ограниченное пространство обладает суммой признаков, важнейшими из которых
являются:
а) величина и форма пространственной ячейки;
б) цвет конструкционного и декоративного материалов;
в) система освещения пространства.
Фиксация и измерение каждого из названных параметров
выражают состояние интерьера. И в то же время размерность пространства,
математическое выражение величин освещенности в различных точках данного
пространства, колориметрические показатели примененных отделочных материалов
еще не представляют собой модели интерьера. Модель интерьера возникает только
тогда, когда человек - создатель композиции - в процессе зрительного восприятия
скомпонует все элементы с учетом их места в системе, т. е. когда осуществится
важнейший принцип системного подхода. Важнейшим средством выявления человеком
системного характера интерьера, взаимосвязи его элементов между собой является
цвет.
Категория "цвет" в архитектуре обладает
диалектической противоречивостью, поскольку цвет одновременно является и
элементом функционально-технологической подсистемы интерьера и самостоятельным
сложным структурным явлением, определяющим значимость и сложность характера
информационно-эстетической подсистемы интерьера.
Цвет присутствует уже в подсистеме требований. Ведь
общество, формируя блок социально-художественных требований, в определенной
мере программирует (хотя и в очень широких пределах) цветовой колорит
архитектурных сооружений. История искусств оперирует понятием "цветовой
колорит эпохи" (имеется в виду цветовая специфика каждого периода развития
архитектуры).
В подсистеме функционально-технологической цвет является
одной из характеристик всех элементов интерьера и в то же время влияет на
формирование зрительного образа, трансформируя пространство, корректируя
размеры элементов, их удаленность от наблюдателя.
И, наконец, в информационно-эстетической подсистеме цвет,
как мы увидим ниже, активно участвует в выявлении тектонической сущности
интерьера, его метроритмических закономерностей, масштабного строя.
Формирование полноценной цветовой среды требует учета
воздействия цветовых составляющих окружения. Анализ и обобщение данных,
полученных биологией, психологией, физиологией, физиологической оптикой,
гигиеной, позволили сформулировать положение о комплексном характере цветового
воздействия, о наличии физиологической, психологической и социально-культурной
составляющих реакции человека на цветовую среду.
Принцип комплексности по отношению к реакции человека на
цветовое воздействие внешней среды имеет несколько аспектов. Первый аспект
заключается в том, что явление, выступающее как основание и предпосылка
эстетической оценки, само имеет сложное строение, определенное
взаимозависимостью в работе анализаторов. В этом легко убедиться на примере
таких явлений, как последовательный образ, одновременный и последовательный
контраст цветов, каждое из которых связано и с адаптацией, и с константностью
восприятия, и со зрительной памятью.
Анализ отношения человека к цвету показывает, что
физиологическая, психологическая и социально-культурная составляющие
комплексной реакции взаимообусловлены и взаимозависимы. Так, эффект кажущегося
приближения или удаления окрашенной плоскости объясняется и физиологическими
особенностями строения человеческого глаза, и психологической настроенностью на
влияние воздушной перспективы. Эмоциональная реакция человека на применение в
интерьере пары дополнительных или триады равноудаленных в цветовом круге цветов
обостряется и усиливается физиологической природой явления последовательного
цветового образа. То есть второй аспект комплексности оценки цветовой среды человеком
можно сформулировать как необходимость учитывать, что физиологические, психологические
и социально-культурные предпосылки эстетической оценки при своем взаимодействии
усиливают и обостряют воздействие каждой из них. Для использования данных
естественных наук при формировании цветовой среды необходимо их ранжирование по
степени значимости с учетом типологических особенностей проектируемого
интерьера. При проектировании цветовой среды для каждого класса сооружений
отбираются те данные, которые оказываются принципиально важными при
установлении четырех типов отношений между цветовой средой и ее потребителем:
экспрессивного (прямое выражение отношения субъекта к предлагаемому цвету через
оценки "нравится - не нравится"); поэтического (ассоциации, вызываемые
цветом); метаязыкового (предупреждающие и сигнальные цвета); апеллятивного
(снятие зрительного утомления, повышение работоспособности). Благодаря этому
цвет ориентирует человека в пространстве, выявляет структуру и особенности
этого пространства, создает человеку условия для нормальной жизнедеятельности.
|