Теперь все хотят иметь дом, который выглядел бы потрясающе независимо от того, сколько в нем комнат – одна или пять. Все, что для этого необходимо, – немного уверенности, творческого подхода и несколько полезных советов, которые вы найдете в данной разделе.
В большинстве случаев, купив и установив кондиционер, его по привычке начинают использовать так же, как и всякую бытовую технику, действуя по принципу: работает — и ладно. В отношении, скажем, телевизора или пылесоса этот принцип, возможно, и уместен, поскольку такая техника работает стабильно многие годы без какого-либо вмешательства. Однако кондиционер при такой эксплуатации с большой долей вероятности может огорчить вас серьезной поломкой уже через год-другой. состоит из двух блоков — внешнего, в котором находятся компрессор, вентилятор и радиатор (конденсатор), и внутреннего, в котором также находятся вентилятор и радиатор (испаритель). При монтаже эти блоки соединяются медными трубопроводами, по которым под высоким давлением циркулирует смесь из фреона и небольшого количества компрессорного масла. Вентиляторы, расположенные во внутреннем и внешнем блоке, обеспечивают обдув радиаторов для улучшения теплообмена и равномерного распределения холодного воздуха в помещении. В основе работы кондиционера лежит свойство жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять при конденсации. Основными узлами любого кондиционера являются: компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру; конденсатор — радиатор, расположенный во внешнем блоке. Название отражает процесс, происходящий при работе кондиционера, — переход фреона из газообразной фазы в жидкую (конденсация); испаритель — радиатор, расположенный во внутреннем блоке. В испарителе фреон переходит из жидкой фазы в газообразную (испарение); ТРВ (терморегулирующий вентиль) — понижает давление фреона перед испарителем; вентиляторы — создают поток воздуха, обдувающего испаритель и конденсатор. Используются для более интенсивного теплообмена с окружающим воздухом. Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, внутри которого и циркулирует смесь фреона и небольшого количества компрессорного масла. В процессе работы кондиционера на вход компрессора из испарителя поступает газообразный фреон под низким давлением в 3—5 атм и с температурой 10—20°С. Компрессор сжимает фреон до давления 15—25 атм, в результате чего фреон нагревается до 70—90 °С, после чего поступает в конденсатор. Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, фреон остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно воздух, проходящий через конденсатор, нагревается. На выходе конденсатора фреон находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10—20°С выше температуры атмосферного воздуха. Из конденсатора теплый фреон поступает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура фреона существенно понижаются, часть фреона при этом может испариться. После ТРВ смесь жидкого и газообразного фреона с низким давлением поступает в испаритель. В нем жидкий фреон переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный фреон с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера вне зависимости от его типа, модели или производителя. Одна из наиболее серьезных проблем в работе кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. В этом случае на вход компрессора попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаема. В результате компрессор просто выходит из строя. Причин, по которым фреон не успевает испариться, может быть несколько. Самые распространенные — загрязненные фильтры (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен) и включение кондиционера при отрицательных температурах наружного воздуха (в этом случае в испаритель поступает слишком холодный фреон). Причины выхода кондиционера из строя. Фильтры внутреннего блока представляют собой обычную мелкую сетку, расположенную под передней панелью, через которую засасы- вается воздух. Они предназначены для задержания пыли, находящейся в воздухе, и защищают от нее не только обитателей комнаты, но и радиатор внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Для очистки фильтров достаточно промыть их в теплой воде и несколько минут просушить. Снять и установить фильтры не сложнее, чем заменить пыле- сборный мешок в пылесосе (за исключением случаев, когда внутренний блок кондиционера находится на большой высоте). В инструкции по эксплуатации всегда подробно рассказывается о том, как это сделать. Мыть фильтры, как правило, необходимо один раз в две-три недели. Если в воздухе находится большое количество пыли или копоти, мыть их надо чаще, следя за тем, чтобы они всегда оставались чистыми. Если же фильтры долгое время не мыть, то в первую очередь уменьшится обдув радиатора внутреннего блока, как следствие, воздух в помещении будет хуже охлаждаться. Кроме этого, нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. В этом случае при выключении кондиционера лед начнет таять, и из кондиционера будет капать вода. В дальнейшем при сильно загрязненных фильтрах возможно засорение дренажной системы комками пыли, и тогда вода из кондиционера польется ручьем. В запущенных случаях на пластинах радиатора нарастает такой слой грязи, что его можно удалить только с помощью сильнодействующих химических очистителей. Надо заметить, что чистка фильтров не входит в обычное гарантийное обслуживание и должна выполняться потребителем (так же как и замена мешков в пылесосе) в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. Другой распространенной причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка фреона. Нормируемая утечка (около 6—8 % в год) происходит всегда, даже при самом качественном монтаже — это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путем развальцовки. Для ее компенсации кондиционер необходимо дозаправлять фреоном каждые 1,5—2 года. Если дозаправку не проводить более двух лет, то количество фреона в системе упадет ниже допустимого уровня, а это может иметь самые нежелательные последствия для кондиционера: компрессор при работе охлаждается фреоном и при недостатке фреона возможен его перегрев и заклинивание. А стоимость замены компрессора составляет около половины стоимости нового кондиционера. Для обнаружения факта утечки не обязательно иметь специальное оборудование. Первые признаки уменьшения количества хладагента в системе — образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока (это место, куда подсоединяются медные трубки), а также недостаточное охлаждение воздуха в помещении (разность температур на входе и выходе внутреннего блока должна в норме составлять не менее 8—10 °С). Работа кондиционера в зимнее время. Еще одна особенность бытовых кондиционеров: практически все модели не адаптированы к работе в зимнее время, т. е. нижняя граница температуры наружного воздуха составляет от - 5 °С до +15 °С для различных моделей. Такое отношение производителей объясняется тем, что, во-первых, к нам завозятся те же кондиционеры, что поставляются на европейский и японский рынки, где зима достаточно теплая. Во-вторых, установка в кондиционер всесезонного блока, который позволяет кондиционеру работать при температуре наружного воздуха до -25 °С, увеличивает общую стоимость, что снижает его конкурентоспособность. Необходимость в кондиционере, работающем круглый год, может возникнуть в двух случаях. Прежде всего, когда требуется охлаждать помещение не только в летнее, но и в зимнее время, например помещение с большим количеством тепловыделяющей техники (серверные, компьютерные залы и т. д.), поскольку охлаждение такого помещения с помощью приточной вентиляции приведет к недопустимому уменьшению влаж- 306 Работы по электрооборудованию Бытовые электроприборы: уход и ремонт 307 • не реже одного раза в два года (желательно раз в год, весной перед началом сезона) вызывать представителей сервисной службы для проведения профилактических работ: проверки давления в системе и дозаправки фреоном, полной проверки кондиционера во всех режимах работы (для выявления скрытых неисправностей), чистки внутреннего и наружного блоков. Наружный блок при этом продувается струей сжатого воздуха с помощью компрессора для очистки от тополиного пуха и пыли; • не включать кондиционер, если он не оборудован всесезон- ным блоком, при температуре наружного воздуха ниже 0 °С. Холодильник Принцип работы этого агрегата довольно прост. Мотор-компрессор засасывает газообразный фреон из испарителя, сжимает его и через фильтр выталкивает в конденсатор. В конденсаторе нагретый в результате сжатия фреон остывает до комнатной температуры и окончательно переходит в жидкое состояние. Жидкий фреон, находящийся под давлением, через отверстие капилляра попадает во внутреннюю полость испарителя, переходит в газообразное состояние, в результате чего отнимает тепло от стенок испарителя, а испаритель, в свою очередь, охлаждает внутреннее пространство холодильника. Этот процесс длится до достижения заданной терморегулятором температуры стенок испарителя. При достижении необходимой температуры терморегулятор размыкает электрическую цепь, и компрессор прекращает работу. Через некоторое время температура в холодильнике (за счет воздействия внешних факторов) начинает повышаться. Контакты терморегулятора замыкаются, с помощью защитно-пускового реле запускается электродвигатель мотор-компрессора, и весь цикл повторяется сначала. ности воздуха. И, конечно, при обогреве помещения с помощью кондиционера в зимнее время. Однако такое использование кондиционера далеко не всегда целесообразно, поскольку даже у адаптированного к зимним условиям кондиционера при температуре наружного воздуха - 2 0 °С производительность (мощность) падает в три раза по сравнению с номинальной. Эксплуатация неадаптированного кондиционера в холодное время года уменьшает рабочий ресурс компрессора. Кроме того, при включении кондиционера в режим охлаждения конденсат (вода), образующийся во внутреннем блоке, не сможет течь по дренажной трубке наружу из-за ледяной пробки. В результате через полчаса после включения вода из внутреннего блока польется прямо в комнату. Надо заметить, что адаптировать к зимним условиям можно любую сплит-систему. Для этого в нее встраивается устройство подогрева картера компрессора и регулятор оборотов вентилятора наружного блока, а также устанавливается «теплый» дренаж. Все вышесказанное относится, в первую очередь, к сплит- системам, однако это справедливо и для оконных кондиционеров. Основное отличие — в отсутствии у оконных кондиционеров нормируемой утечки фреона. Поэтому периодическая дозаправка для них не требуется. Правила эксплуатации кондиционеров. Для того чтобы кондиционер проработал весь положенный ему срок, в среднем от 7 до 12 лет в зависимости от класса кондиционера, необходимо немногое: • чистить фильтры внутреннего блока не реже одного раза в месяц; • если кондиционер перестал нормально функционировать (из внутреннего блока капает вода, на медных трубках наросла ледяная «шуба», ухудшилось охлаждение воздуха в помещении, возникли потрескивания и другие посторонние звуки), надо выключить ности воздуха. И, конечно, при обогреве помещения с помощью кондиционера в зимнее время. Однако такое использование кондиционера далеко не всегда целесообразно, поскольку даже у адаптированного к зимним условиям кондиционера при температуре наружного воздуха - 2 0 °С производительность (мощность) падает в три раза по сравнению с номинальной. Эксплуатация неадаптированного кондиционера в холодное время года уменьшает рабочий ресурс компрессора. Кроме того, при включении кондиционера в режим охлаждения конденсат (вода), образующийся во внутреннем блоке, не сможет течь по дренажной трубке наружу из-за ледяной пробки. В результате через полчаса после включения вода из внутреннего блока польется прямо в комнату. Надо заметить, что адаптировать к зимним условиям можно любую сплит-систему. Для этого в нее встраивается устройство подогрева картера компрессора и регулятор оборотов вентилятора наружного блока, а также устанавливается «теплый» дренаж. Все вышесказанное относится, в первую очередь, к сплит- системам, однако это справедливо и для оконных кондиционеров. Основное отличие — в отсутствии у оконных кондиционеров нормируемой утечки фреона. Поэтому периодическая дозаправка для них не требуется. Правила эксплуатации кондиционеров. Для того чтобы кондиционер проработал весь положенный ему срок, в среднем от 7 до 12 лет в зависимости от класса кондиционера, необходимо немногое: • чистить фильтры внутреннего блока не реже одного раза в месяц; • если кондиционер перестал нормально функционировать (из внутреннего блока капает вода, на медных трубках наросла ледяная «шуба», ухудшилось охлаждение воздуха в помещении, возникли потрескивания и другие посторонние звуки), надо выключить кондиционер и обратиться за помощью в сервисную службу; • не реже одного раза в два года (желательно раз в год, весной перед началом сезона) вызывать представителей сервисной службы для проведения профилактических работ: проверки давления в системе и дозаправки фреоном, полной проверки кондиционера во всех режимах работы (для выявления скрытых неисправностей), чистки внутреннего и наружного блоков. Наружный блок при этом продувается струей сжатого воздуха с помощью компрессора для очистки от тополиного пуха и пыли; • не включать кондиционер, если он не оборудован всесезон-
ным блоком, при температуре наружного воздуха ниже 0 °С.
Total users: 2519 Всего: 2519 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них: Пользователей 2517 Проверенных: 0 Модераторов: 1 Админов: 1 Из них: Парней: 2184 Девушек: 335